Кто-то из великих сказал - «Не дай вам Б-г жить в эпоху перемен». За дословность не ручаюсь, но суть примерно в этом. И понятно, что в эпоху перемен жить сложнее. Большинство людей любят стабильность.
Но мы, таки, живем в эпоху перемен. И это ни хорошо и не плохо, это просто данность. Мир вокруг стремительно меняется. И меняется он гораздо сильнее, чем это кажется.
Для большинства наиболее заметны технологические изменения. Чтобы заметить эти изменения не надо особенно приглядываться и анализировать. Новые технологии стремительно врываются в нашу жизнь и изменяют наш образ жизни и привычки. Смешно сказать, но еще несколько лет назад казалось очень смелым предположение, что интернет придет в каждый дом. Действительность оказалась еще шикарнее, и интернет пришел в каждый карман! Ведь, практически, в каждом кармане (сумочке) находится мобильный телефон, позволяющий выходить в интернет. И не важно, что еще нет у людей привычки использовать интернет для повседневных нужд. Привычка дело наживное, ведь десять лет назад у нас не было привычки пользоваться мобильным телефоном вообще, а сейчас она есть у всех! Что придет вслед за интернетом, мобильным телефоном, мы пока не знаем. Но очевидно, что это будет нечто, усиливающее наше информационное обеспечение и упрощающее коммуникацию между людьми!
Но технологические изменения не самые важные. Они являются лишь следствием более глобальных изменений, заключающихся в смене экономических укладов. Индустриальная экономика уступает место постиндустриальной. И это влечет за собой гораздо более серьезные изменения.
Для индустриальной экономики было и остается характерным главенство производства. Стоимость продукции определялось в процессе производства как сумма издержек производства. Поскольку в некоторых областях бизнеса так до сих пор и происходит, это дает подпитку всем индустриальным теориям, которые давно уже не отвечают реальности. К сожалению, во времена Ельцина у экономического руля страны стояли (сменяя друг - друга) поклонники (апологеты?) именно индустриального пути развития экономики. Опасаюсь, что в этот период отставание России от запада стало невосполнимым. Обильное строительство иностранных производств в России теперь, косвенно подтверждает мои опасения.
Мир изменился. Производство единицы продукции становится неимоверно дешевым. Прибыль извлечь можно, но она будет реально небольшая. Зато дорогими становится разработка и продвижение.
Дорого стоит создание нового экземпляра продукции, внедрение в этот экземпляр инноваций, новых технологий. Это наукоемкий процесс, креативный процесс, трудно поддающийся стандартной калькуляции. Но эта область деятельности становится одной из основных областей создания прибавочной стоимости.
Отчетливо видно, что производство перемещается из развитых стран в страны третьего мира. Попробуйте купить что-нибудь, действительно, европейской сборки. При этом мы видим, что страны, в которых сосредоточено производство не становятся богаче. Зато развитые страны, экспортирующие технологии, продолжают богатеть.
И дорогим становится продвижение. Это даже не требует комментариев, поскольку чрезвычайно хорошо видно каждому из нас. На нас льются потоки рекламы, нам постоянно что-то пытаются продать, за наш кошелек идет нешуточная борьба! Однако и здесь можно увидеть определенные тенденции, выводящие из рекламного тупика.
В продвижении продукции потребителю все большую роль играют человеческие отношения. При изобилии товаров, потребителю все труднее делать свой выбор и этот выбор он готов переложить на продавцов, которым доверяет! Клиент знает, какой результат или товар с какими эксплуатационными свойствами он хочет получить, но поиск, анализ, компоновка требуют очень много ресурсов и времени. И клиент готов платить за качество, за обслуживание, за экономию времени и за свое спокойствие продавцу, который его избавит от лишних хлопот, но предоставит именно то, что нужно. И это уже вопрос доверия и вопрос человеческих отношений. Таким образом, человеческие отношения становятся областью создания прибавочной стоимости. И имеет значение и качество этих отношений, и их количество.
Обслуживание покупателей все более становится индивидуальным. Приведу личный пример. Недавно я покупал в новую квартиру кухню в магазине IKEA. Скачал программу с сайта компании, нарисовал в этой программе кухню, которую хотел бы получить и сохранил результат на их сервере. Через некоторое время я пришел в магазин и прямо в торговом зале мы с сотрудником магазина, открыв мой проект, довели его до логического конца. Это был акт совместного творчества покупателя и продавца. Мы это вместе создали! Через несколько дней детали кухни привезли мне домой и бригада сборщиков из того же магазина собрала мне ее на месте. Прочувствуйте разницу! Если некоторое время назад объектом продажи была готовая кухня (подходит, не подходит - не важно), то теперь это индивидуальный гарнитур, созданный совместным творчеством моим и магазина, исключительно для меня.
Происходят и еще более глобальные изменения, связанные со сменой экономических укладов. Эти изменения заключаются в кризисе современных государственных укладов, которые затачивались именно под индустриальную экономику, а к приходу экономики постиндустриальной оказались не готовы. Если интересно, то об этом можем поговорить в другой раз.
Итак, нам предстоит выбрать свое место в этом меняющемся мире. И если вопрос касается просто выживания, то Вы можете выбрать любое место, это даже не требует комментариев. Комментариев требует ситуация, когда Вы думаете об успехе и стремитесь к нему. А успех всегда там, где есть простор для создания прибавочной стоимости. Есть два основных места возникновения прибавочной стоимости - создание (изобретение, разработка) новых товаров (услуг) и продвижение этих товаров потребителю. И если вы хотите находиться в русле основных финансовых потоков, то надо делать бизнес в одном из этих направлений.
Если вы имеете великолепное образование, имеете нестандартное мышление, или, наконец, талантливы, то вы легко можете сделать карьеру в области разработки товаров, услуг и создания новых технологий. И будьте уверены - это будет хорошая карьера!
Область продвижения более доступна для простых людей. Конечно, и здесь требуется креатив, определенные навыки, но многие, вступив на этот путь, приложив усилия, добиваются успеха, выстраивая большое количество качественных отношений с клиентами.
Не смотря на стремительное развитие технологий, человеческая психика остается практически неизменной. И если Вы решите устанавливать качественные отношения с людьми, создавая основу своего будущего успеха, то не лишними будут навыки общения, знание азов психологии, и всевозможные другие навыки, касающиеся именно области выстраивания отношений. Каждый человек индивидуален, но существуют общие закономерности в этом сложном вопросе и хорошо бы эти закономерности знать, и совсем не лишним будет умение эти закономерности использовать. Кстати, если вы действительно хотите добиться успеха - не читайте Дейла Карнеги (а если прочитали - забудьте!). Итак, знания о человеке - вопрос качества выстраиваемых отношений.
К вопросу качества отношений относится еще одно направления развития - работа над собой, личностное развитие! Изменение неверных установок, приобретение полезных привычек, актуализация - обязательные составляющие успеха.
Постоянно появляются новые технологии, облегчающие людям обмен информацией, или, говоря по другому - облегчающие общение. И это мощный вспомогательный инструмент, помогающий выстраивать и поддерживать отношения, и, следовательно, помогающий делать бизнес. Новые технологии позволяют увеличивать и количество отношений без потери их качества. Однако, например, выстраивание отношений в сети Интернет и бизнес в этой уникальной среде, имеет большое количество тонкостей психологического плана и не меньшее количество тонкостей технических. Изучение возможностей новых технологий и использование их в бизнесе является необходимым условием достижения успеха.
Торговля (продвижения товаров) все больше становится сетевой. Сеть магазинов, сеть ресторанов, сеть гостиниц - этими словосочетаниями ни кого не удивишь. И это тоже часть общей тенденции - сделать обслуживание клиентов более индивидуальным, максимально приблизить продвижение к покупателю и охватить как можно большую часть рынка. Если мы зададим себе вопрос - как максимально приблизиться к клиенту, то, отвечая на этот вопрос, поймем - быть у него дома. При этом мы можем находиться у него дома физически или можем находиться у него виртуально, мы можем быть у него с каталогами или (и) с компьютером, подключенным к интернерту, мы можем его тестировать, определяя необходимый набор товаров или совместно с ним творить, создавая индивидуальный товар. Но это все тактические моменты, стратегически важно максимально приблизиться к клиенту и установить с ним необходимый уровень отношений. Т.е это вопрос качества отношений.
Давайте продумаем и количество. В сутках 24 часа и даже если Вы будете вставать на 1 час раньше, вы сможете установить только ограниченное количество качественных отношений, и Ваша клиентская сеть на определенном этапе перестанет расти. Возможно Ваши цели таковы, что дохода, который при этом возникнет, Вам будет достаточно. Но для многих этого будет недостаточно. И тогда Вы задумаетесь о создании своей сети продавцов, у каждого из которых будет своя сеть клиентов. Потому что сеть - это реальный путь увеличения количества отношений без существенной потери их качества. И именно поэтому я твердо верю в перспективу сетевых форм продвижения.
Заметьте, мы всего лишь разобрали тенденции, которые реально видны на рынке и разобрали, куда нам двигаться. А когда знаешь, куда двигаться - это уже серьезное конкурентное преимущество!
Счастья Вам!
Михаил Семенов
25.01.03
Комментариев нет:
Отправить комментарий